ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ.

Автор Алексей Вяльцев
(используйте стрелки для переключения вопросов)

Механизм газораспределения.


Предназначен: для открытия и закрытия впускных и выпускных отверстий в головке цилиндров, благодаря чему осуществляется заполнение цилиндров свежим зарядом воздуха, или горючей смеси и отведение отработавших газов.

Разновидности ГРМ.

Существуют клапанные, золотниковые и комбинированные механизмы газораспределения.

клапанный ГРМ.


золотниковый ГРМ.


комбинированный ГРМ.


Классификация клапанных ГРМ.


двуклапанный ГРМ с верхним расположением распредвала и цепнымприводом.


Верхнее расположение распредвала.


Механизм газораспределения с двумя распределительными валами.


Механизм газораспределения с боковыми клапанами.


Механизм газораспределения с ременным приводом.


Устройство газораспределительного механизма.

1. распределительный вал
2. толкатели.
3. штанги.
4. коромысло.
5. клапан.
6. седло клапана.
7. направляющие втулки.
8. клапанные пружины.

Распределительный вал.


Представляет собой металлический стальной стержень с кулачками и опорными шейками. Служит для управления движением клапанов.

Толкатели.

Предназначены для передачи движения от кулачка распределительного вала на штангу, коромысло, клапанный рычаг или клапан, в зависимости от конструкции механизма газораспределения. Толкатели бывают трех типов: цилиндрические, грибовидные и роликовые, с гидрокомпенсаторами и без них.

ролировые толкатели.


Гидрокомпенсатор.


Штанги.


Предназначены для передачи движения от толкателя к коромыслу. Представляет собой стальной стержень с термообработанными наконечниками. (применяется только при нижнем расположении распределительного вала)

Коромысло (рокер).


Предназначено для передачи и изменения напрвления движения от штанги к клапану. Представляет собой двуплечий рычаг установленный на оси. Длинное плечо коромысла подвергается термической обработке, и называется боек. Короткое плечо коромысла изготавливается с резьбовым отверстием, в которое устанавливается регулировочный винт.

клапан служит для открытия и закрытия отверстия в цилиндре.



седло клапана


служит для обеспечения герметичности внутренней полости камеры сгорания при закрытом клапане.

направляющая втулка.


служит для обеспечения правильной посадки клапана в седле

клапанная пружина.


служит для обеспечения возврата деталей ГРМ в исходное положение по окончании действия кулачков распределительного вала. Применяются одинарные и сдвоенные клапанные пружины.

тарелка клапанной пружины.


служит для удержания клапанной пружины в сжатом состоянии. Тарелка пружины удерживается на клапане при помощи сухарей.

траверса.


обеспечивает синхронное открытие одноименных клапанов одного цилиндра.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ГРМ.


Работа газораспределительного механизма заключается в синхронном движении двух валов – коленчатого вала и распределительного вала. Распредвал приводится в действие от коленвала через распределительные шестерни, ремень или цепь со скоростью отличающейся от скорости коленвала ровно в два раза.

нижнее расположение распредвала


При вращении распредвал воздействует на толкатели, а они на штанги. От штанг движение передается на коромысла, которые поворачиваясь на своих осях воздействуют на клапан, утапливая его внутрь цилиндра. Закрытие клапана происходит при помощи клапанных пружин.

техническое обслуживание ГРМ.


различают ежесменное (ЕО), периодическое (ТО-1, ТО-2) и сезонное (СО) техническое обслуживание.

ежесменное обслуживание ГРМ.


заключается в контроле за работой двигателя. При появлении подозрительных стуков или шума, двигатель следует остановить для диагностики.

ТО-1


1 проверить и при необходимости отрегулировать осевое биение распределительного вала.

ТО-1


2 проверить и при необходимости отрегулировать тепловой зазор между бойком коромысла и клапаном. (Не выполняется в двигателях с гидрокомпенсаторами).

ТО-1


Проверка осуществляется на холодном двигателе. Величина теплового зазора определяется в руководстве по эксплуатации. Поршень первого цилиндра устанавливается в верхнюю мертвую точку в конце такта "сжатие". Это определяется по моменту впрыска топлива на дизелях или по искре на двигателях с принудительным воспламенением. При помощи плоского щупа необходимой толщины, проверяется величина зазора.

ТО-1


Щуп должен проходить между бойком коромысла и клапаном с небольшим усилием. Регулировка зазора производится при помощи винта. При выворачивании винта зазор увеличивается, при завинчивании - уменьшается. Следует помнить, что при затягивании контргайки, зазор несколько увеличивается, поэтому при затягивании контргайки не допускаейте проворота регулировочного винта.

ТО-1


После регулировки зазора на клапанах первого цилиндра, проворачивают коленчатый вал на необходимый угол, и переходят к регулировке зазора на следующем цилиндре по порядку работы.

ТО-1


по показаниям измерения компрессии произвести притирку клапанов. Приготавливается притирочный состав 1 часть порошка М14 или М16, 1,5 части дизельного топлива, 2 части моторного масла. Притирочный состав наносится на седло клапана, сам клапан при помощи коловорота с присосом, прижатый к седлу с усилием 20 кг проворачивается на 2/3 оборота, после чего клапан возвращается на 1/3 оборота без усилия, и далее вновь с усилием проворачивается на 2/3 оборота.

ТО-1


Такими последовательными движениями клапан притирается до появления сплошной матовой полоски на тарелке клапана толщиной 1,5-2 мм. По окончании притирки всех клапанов производится проверка их герметичности.

ТО-2


проверка упругости клапанных пружин при помощи специального прибора или проводится измерение их длинны.

СО

1 после очистки деталей цилиндропоршневой группы от нагара притереть клапана.
2 проверить состояние направляющих втулок клапанов.

основные неисправности

неисправность причина способ устранения
Двигатель не развивает полной мощности. Клапаны неплотно прилегают к седлам
Уменьшенный тепловой зазор между бойком коромысла и клапаном.
Отрегулировать тепловой зазор.
Проверить упругость клапанных пружин; при несоответствии заменить;
если пружины в порядке провести притирку клапанов.

основные неисправности

неисправность причина способ устранения
Стук при работе двигателя. Увеличенный зазор между бойком коромысла и клапаном. Отрегулировать тепловой зазор.

основные неисправности

неисправность причина способ устранения
Выстрелы в карбюратор или глушитель. Уменьшенный тепловой зазор между бойком коромысла и клапаном. Отрегулировать тепловой зазор.

основные неисправности

неисправность причина способ устранения
Невозможность установки теплового зазора. Погнуты штанги или клапаны
Увеличенное осевое перемещение распределительного вала
Заменить поврежденные детали.
Отрегулировать осевое перемещение.

основные неисправности

неисправность причина способ устранения
Повышенный расход масла. Износ направляющих втулок или маслосъемных колпаков Заменить изношенные детали.

основные неисправности

неисправность причина способ устранения
Перегрев двигателя, двигатель не развивает мощности. Сбиты фазы газораспределения. Отрегулировать положение распределительного вала.

следующая тема
СИСТЕМА ПИТАНИЯ.