ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.
СИСТЕМА СМАЗКИ.

Автор Алексей Вяльцев
(используйте стрелки для переключения вопросов)

Система смазки предназначена:


1 для снижения потерь на трение в двигателе, осуществляемое путем подведения смазочного материала к трущимся поверхностям.
2 для отведения продуктов износа из зоны контакта трущихся поверхностей.
3 для частичного отведения теплоты от нагретых деталей двигателя.

Необходимость смазывания деталей:


Подведение смазочного материала позволяет сменить характер трения с сухого на жидкостный.

Необходимость смазывания деталей:


Масло подводимое к деталям двигателя обладает хорошей адгезией, т.е. способностью образовывать пленку на поверностях деталей. Таким образом при взаимном перемещении двух деталей контактируют между собой не поверхности деталей, а слои масла.

Необходимость смазывания деталей:

При этом циркуляция смазочного материала вымывает из зоны контакта деталей продукты износа, и одновременно с этим смазочный материал отнимает от деталей теплоту.

Система смазки бывает трех видов:

1 смазывание разбрызгиванием.
2 смазывание под давлением.
3 комбинированая система смазки.

смазывание разбрызгиванием.


Осуществляется путем разбрызгивания масла, находящегося в картере двигателя, нижними головками шатунов.

Достоинства системы: Недостатки системы:
Простота конструкции. 1) при снижении уровня масла в картере снижается интенсивность смазывания деталей;
2) при снижении оборотов двигателя снижается интенсивность смазывания деталей;
3) отсутствие направленной циркуляции масла не дает возможности установки фильтров;
4) ряд деталей не могут работать без подведения смазочного материала под давлением.

область применения

Применяется только на пусковых, кратковременно работающих двигателях, или в составе комбинированной системы.

смазывание под давлением.

Осуществляется путем подведения смазочного материала от смазочного насоса ко всем деталям двигателя. Конструктивно очень сложна, поэтому применяется только на двигателях специального назначения, или в составе комбинированной системы смазки.

комбинированная система.


Подведение смазочного материала осуществляется двумя способами. Поршни, цилиндры, поршневые кольца, кулачки распредвала и распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием. Остальные детали смазываются под давлением.

смазочный насос с маслозаборником.


Насос - шестеренного типа. Применяются односекционные и двухсекционные насосы. В случае применения двухсекционного насоса масляная магистраль двухконтурная, первый контур радиаторный, второй рабочий.

масляный радиатор или теплообменник.


служит для отведения теплоты от нагретого масла в атмосферу.
На слабонагруженных двигателях не применяется.
В зимнее время масляный радиатор отключается при помощи крана.

фильтры грубой и тонкой очистки.


ФГО фильтры с фильтрующими элементами. Используются бумажно-картонные, пластинчато-щелевые и сетчатые фильтрующие элементы. В ФТО используется центробежная очистка масла.

ряд предохранительных клапанов


в корпусе насоса, перед радиатором, перед фильтром грубой очистки, перед фильтром тонкой очистки, перед главной смазочной магистралью.

датчики температуры и давления масла, термометр и манометр.



При вращении коленчатого вала, через распределительные шестерни вращение передается на масляный насос. Поток масла направляется к радиатору, пройдя через радиатор, масло попадает в фильтр грубой очистки.


Пройдя через фильтр, поток масла разветвляется: часть масла отправляется на фильтр тонкой очистки, и после фильтрации, сбрасывается в поддон, остальное масло попадает в главную смазочную магистраль. Из магистрали масло по каналам в блоке-картере распределяется на подшипники коленчатого вала, распределительного вала, топливного насоса, на оси коромысел, клапаны и распределительные шестерни.

техническое обслуживание:

ЕО перед началом работы проверить наличие смазочного материала, при необходимости дозаправить.
При проверке уровня масла обратить внимание на его прозрачность.
Проверить систему на предмет отсустствия утечек масла.
В процессе работы постоянно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов.
По окончании работы осмотреть фильтры, при необходимости очистить.

техническое обслуживание:

ТО-1 оценить качество смазочного материала при необходимости заменить.

Порядок замены масла:

поле контрольного пробега самоходной машины, слить горячее масло в заранее подготовленную емкость.
Залить промывочную жидкость (смесь дизельного топлива и используемого масла в пропорции 4/1).
Запустить двигатель и дать поработать на холостом ходу порядка 5 минут.
Слить промывочную жидкость.
Промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки. В случае неразборного фильтра заменить фильтр.
Разобрать и промыть детали фильтра тонкой очистки.
Залить свежее масло в количестве указанном в карте смазки.

следующая тема
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ.