САЙТ ДЛЯ ТРАКТОРИСТОВ

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ТРАКТОРИСТОМ-
БУДЬ ИМ

Обучение трактористов всех категорий, водителей погрузчика, машинистов экскаватора, машинистов бульдозера с получением прав

Система охлаждения.

Предназначена для отведения теплоты от нагретых деталей двигателя и поддержания установившегося теплового режима. Различают два вида систем охлаждения: воздушное и жидкостное охлаждение.
Система воздушного охлаждения включает в себя осевой вентилятор, направляющий аппарат, кожух, ребра охлаждения на цилиндрах и головке цилиндров.

Достоинства системы: 1) простота конструкции, малое количество подвижных частей делает эту систему более надежной;
2) лучшие массогабаритные показатели, по сравнению с двигателем жидкостного охлаждения.
Недостатки системы:
1) двигатель перегревается на холостом ходу и малых нагрузках;
2) двигатель работает при больших температурах, чем двигатель жидкостного охлаждения, как следствие имеет меньший ресурс;
3) двигатель неравномерно охлаждается по цилиндрам, ближайший к вентилятору цилиндр охлаждается холодным воздухом, а по мере удаления от вентилятора, охлаждающий воздух все горячее.
Пример применения трактор лтз-55, двигатель Д-144. Погрузчик мксм-800, двигатель ZETOR-7701.
Система жидкостного охлаждения бывает двух видов:

термосифонная система охлаждения.
термосифонная система и система с принудительной циркуляцией.
В состав термосифонной системы входят радиатор, рубашка охлаждения и патрубки их соединяющие. Циркуляция жидкости в этой системе осуществляется за счет разной плотности нагретой и холодной жидкости.
Достоинства системы:
Простота конструкции;
Система способно к саморегулированию, в холодном двигателе интенсивность циркуляции мала и двигатель легко прогревается. По мере прогрева интенсивность циркуляции возрастает.
Недостатки системы: малая скорость циркуляции жидкости, вызывающая неоправданное увеличение объемов системы охлаждения. Термосифонная система применяется только на пусковых двигателях.

Система с принудительной циркуляцией включает в себя: радиатор, водяной насос, рубашку охлаждения, клапан термостат, вентилятор, шторки или жалюзи радиатора, датчик температуры и термометр.
В нижнем коллекторе радиатора монтируется сливной кран или пробка. Передняя часть радиатора оснащается шторками или жалюзи, которые позволяют поддерживать тепловой режим в холодное время года.
Паровоздушный клапан служит для сообщения системы охлаждения с атмосферой.
Водяной насос служит для создания направленной циркуляции охлаждающей жидкости. На двигателях утанавливаются насосы центробежного типа.
Вентилятор служит для прокачивания воздуха через оребренные трубки радиатора. Различают вентиляторы с ременным приводом, электрическим или гидравлическим приводом.
Клапан термостат служит для перераспределения потока жидкости между радиатором и насосом. Жидкость не достигшая температуры открывания термостата отправляется по малому кругу, минуя радиатор. Когда температура достигает величины начала открытия термостата, поток жидкости разветвляется, часть жидкости уходит на радиатор, остальная жидкость отправляется по малому кругу. При достижении температуры окончания открытия, малый круг обращения полностью перекрывается, и вся жидкость отправляется на радиатор.
Шторка (жалюзи) служит для снижения интенсивности охлаждения двигателя в зимнее время.
Техническое обслуживание.
ЕТО.
1 Проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
2 проверить систему на отсутствие утечек.
3 в процессе работы следить за температурным режимом двигателя.
4 при работе в зимнее время, в случае заправки системы водой, по окончании работы воду слить.
ТО-1.
1 Смазывание подшипников вентилятора и водяного насоса, согласно карте смазки.
2 при ременном приводе вентилятора проверить натяжение ремня, при необходимости отрегулировать. При электрическом приводе вентилятора протянуть все контакты, для предотвращения коррозии смазать антикоррозийной или консервационной смазкой. При гидравлическом приводе вентилятора протянуть все соединения гидравлических линий.
ТО-2.
1 проверить работу паровоздушного клапана, клапана термостата, шторок или жалюзи.
2 при необходимости произвести промывку системы охлаждения.
СО
Залить систему охлаждения жидкостью соответствующей сезону.
Всё об охлаждающих жидкостях.
Не секрет, что главное в тракторе - двигатель. Его эффективная работа зависит не только от качественного топлива и соответствующей смазочной системы, но и от системы охлаждения. И на протяжении всей истории автомобиля конструкторы решали вопрос повышения эффективности системы охлаждения двигателя трактора.
История охлаждающих жидкостей (антифризов).
Первые двигатели XIX века имели воздушное охлаждение.
Примерно в 1900 году появились двигатели с водяным охлаждением.
С 30-х годов прошлого века впервые для увеличения эффективности охлаждения применяются помпы и термостаты.
Ранние охлаждающие жидкости или антифризы представляли собой:
1. Солевые растворы хлоридов натрия, кальция.
2. Растворы глицерины, сахара и меда.
3. Метиловые и этиловые спирты.
С 1930-го впервые применяется этиленгликоль.
С 1939-го применяются специальные антикоррозионные пакеты.
Охлаждающая жидкость состоит из воды, антифриза, специальных присадок (ингибиторов коррозии), предохраняющих систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания от коррозионных процессов и саму жидкость от термохимического разрушения, и смазывающих материалов для насоса системы охлаждения (помпы). Антифризом называется соединение, при смешивании которого с водой понижается температура замерзания смеси. Антифризами являются практически все водные растворы неорганических солей (хлористый натрий, калий, кальций), анилин, спирты, глицерин, гликоли, целлозольвы, карбитолы и др.
В настоящее время применяются в основном охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Этиленгликоль разбавляют водой в следующих пропорциях (этиленгликоль: вода) 1:1, 2:3, либо 1:2. Пропиленгликолевые антифризы менее токсичны, но их производство обходится дороже, и они имеют меньшую температуру кипения. Все этиленгликолевые ОЖ по качеству отличаются друг от друга только набором (или отсутствием) необходимых присадок и степенью разбавления водой. Охлаждающие жидкости на основе гликоля очень ядовиты при приёме внутрь. Поскольку они сладкие на вкус, наиболее подвержены риску отравления дети и домашние питомцы. В США, например, на территории нескольких штатов обязали производителей добавлять в антифриз горькие вкусовые добавки. При отравлении гликолевый антифриз воздействует на центральную нервную систему, вызывая потерю координации, слабость, рвоту. Одним из лучших антифризов является 40° этиловый спирт, распространения которого в таком качестве не произошло из-за высокой стоимости, летучести и воспламеняемости.
Основные требования к современным антифризам
1. Тепловые характеристики, которые позволяют эффективно охлаждать двигатель без кипения.
2. Антикоррозионная защита всех металлов и сплавов в системе охлаждения современных автомобилей.
3. Защита от замораживания в зависимости от выбранной концентрации.
4. Совместимость с резиновыми и пластмассовыми изделиями в системе охлаждения.
5. Отличные антипенные характеристики.
6. Стабильность характеристик на протяжении срока эксплуатации.
7. Отсутствие нитритов, аминов, фосфатов.
Основные национальные стандарты антифризов (тосолов, охлаждающих жидкостей)
BS 6580: 1992 (Великобритания)
AFNOR NF R15-601 (Франция)
ASTM D 3306 (США)
SAE J 1034 (США)
ONORM V5123 (Австрия)
JIS K2234 (Япония)
CUNA NC956 16 (Италия)
Почему необходима система охлаждения двигателя автомобиля?
Сгорание топливной смеси в двигателе происходит при температурах 2100-2300°С. При такой температуре, без принудительного охлаждения, детали двигателя нагревались бы до температуры, значительно превышающей температуру воспламенения масла. Помимо сгорания масла при перегреве двигателя увеличиваются силы трения и изнашивания деталей, уменьшаются тепловые зазоры, происходит коксование масла и отложение нагара, ухудшается наполнение цилиндров карбюраторных двигателей горючей смесью, а дизелей - очищенным воздухом.
В то же время чрезмерный отвод тепла влечет за собой переохлаждение двигателя, изменение вязкостных свойств масла, что приводит к увеличению изнашивания деталей, снижению мощности и экономичности двигателя. Идеальный тепловой режим двигателя - 85-95°С, независимо от его нагрузки и температуры окружающей среды.
Чтобы не замерзнуть.
В зимних условиях в качестве охлаждающих жидкостей применяются антифризы - жидкости с низкой точкой замерзания. Это в основном составы на основе этиленгликоля. Температура замерзания смеси этиленгликоля с водой (1:1) примерно 36°С. Замечательным свойством такого соотношения и более высокой концентрации является то, что при более низких температурах смесь не превращается в лед, а образует густую массу, не вызывая повреждения блока цилиндров и радиатора.
Антифризы - чтобы не закипеть.
Помимо температуры замерзания немаловажна температура кипения охлаждающей жидкости - чем она выше, тем меньше она испаряется и реже закипает, что обеспечивает более длительную работу двигателя без дозаправки и перегрева. Средняя температура кипения смеси этиленгликоля с водой (1:1) составляет +107°С.
Что делать?
o Используйте антифриз, который соответствует требованиям производителя вашего трактора.
o Если вы купили трактор и не знаете, что и когда залито в него, лучше произвести замену всех технических жидкостей (масло, антифриз, тормозную жидкость).
o Для добавления используйте антифриз той же торговой марки. Разные производители могут использовать несовместимые пакеты присадок.
o Какой бы не был совершенный антифриз, необходимо регулярно контролировать его уровень по отметкам в расширительном бочке и концентрацию с помощью гликометра, из-за образования конденсата, возможных утечек и испарения, а также производить замену в сроки, указанные в инструкции к автомобилю заводом-изготовителем.
Можно ли при выборе антифриза ориентироваться на цвет?
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, бирюзовый, малиновый и разные оттенки. По цвету невозможно определить ни качество, ни совместимость антифризов разных производителей. Цвет - это не качество, это краситель.
Внимание! Антифриз на протяжении срока эксплуатации, как правило, не должен кардинально менять цвет. Если антифриз приобрел коричневый оттенок - это сигнал появления ржавчины, вызванный отсутствием антикоррозионных свойств. Антифриз в этом случае подлежит немедленной замене.
Как разбавлять концентрат антифриза?
Вся информация на этикетке. Если информация отсутствует или не понятна, запомните следующее:
o Никогда не заливайте концентрат в чистом виде без разбавления. Вы получите антифриз с температурой замерзания -13°С и сильным коррозионным действием.
o Не рекомендуется применять антифриз с содержанием этиленгликоля больше 67% и меньше, чем 30%. Распространенное разбавление: 33% этиленгликоля и 67% воды (1:2) обеспечат вам -17°С.50% этиленгликоля и 50% воды (1:1) обеспечат вам -36°С.55% этиленгликоля и 45% воды (1,2:0,8) обеспечат -40°С.65% этиленгликоля и 35% воды (2:1) обеспечат -65°С.
Обязательно ли разбавление концентрата антифриза дистиллированной водой?
Несмотря на применение в современных антифризах смягчающих добавок, рекомендуем разбавление дистиллированной водой, так как водопроводная вода помимо проблемы жесткости может содержать нежелательные вещества и соединения, которые ухудшат качество антифриза.
В продаже появились банки с указанием веса (кг) вместо объема (л). Есть ли разница?
Важна не только цифра, но и единица измерения.
Нигде в инструкциях по эксплуатации автомобиля вы не найдете измерение технических жидкостей (масла, антифриза и др.) в единицах веса - килограммах, все измеряется в объемных единицах, в европейской системе - это литры. Средняя плотность концентрата - в 1 литре 1,13 кг. Итак, получаем: в 1 кг антифриза - 0,885 л, в 1,5 кг - 1,327 л, в 5 кг - 4,424 л.
Что лучше "Антифриз" или "Тосол"?
Изначально неправильная постановка вопроса. "Тосол" - это марка антифриза. Дело не в названии, а в ответственности производителя за свой продукт.
"Тосол" - торговое обозначение незамерзающей охлаждающей жидкости, разработанной в СССР, хотя в настоящее время "Тосолом" часто называют любую охлаждающую жидкость. В качестве антифриза в Тосоле используется этиленгликоль. ТОСОЛ предназначен для охлаждения двигателей автомобилей в любое время года в рамках температур, указанных в марках. Числа 40 и 65, стоящие в марках Тосола, означают начало температуры замерзания марки. Самая низкая температура замерзания системы этиленгликоль-вода составляет около 70 °C.
Внешне стандартный ТОСОЛ-40 представляет собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 - красный. Цвет необходим для определения чёткого уровня ОЖ в расширительном бачке, чтобы не путать разные марки, а также чтобы отличать подтёки охлаждающей жидкости от подтёков других эксплуатационных жидкостей, изменение цвета охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации сигнализирует о потере эксплуатационных свойств ОЖ и необходимой её замене. Бесцветная жидкость (а без добавления красителя гликолевый антифриз бесцветен) будет работать не хуже окрашенных ОЖ.
Разработчиками рецептуры "Тосола" были Алексей Васильевич Борисов и Оскар Наумович Дымент. Разработчиками технологии получения и организацией его производства - Чижов Евгений Борисович и Шаталов Марк Петрович. Авторами торгового названия Кирьян Борис Владимирович и Чижов Евгений Борисович. Коррозионные испытания проводил Тихонов Юрий Владимирович.
Слово "ТОСОЛ" образовано из аббревиатуры "ТОС" - "Технология органического синтеза", отдела НИИ органической химии и технологии, где работали создатели, и окончания "-ол", применяемого для обозначения спиртов (этиленгликоль - это двухосновный спирт). Для примера: "этанол" - этиловый спирт, "этан-1,2-диол" - этиленгликоль. По другой версии, "ОЛ" - сокращение Отдельной Лаборатории, разработавшей вещество.
ВНИМАНИЕ!
Этиленгликоль - сильный яд. Попадание внутрь организма вызывает сильную интоксикацию, повреждая центральную нервную систему и почки. Смертельная доза для взрослого человека - 100 мл. Проблема заключается в сладковатом привкусе, который может привлечь ваших детей и домашних животных. У нас нет статистики отравлений этиленгликолем по России, но в США, где эта проблема взята под отдельный контроль, ежегодно отмечается свыше тысячи случаев отравления со смертельным исходом. Избегайте попадания этиленгликоля на кожу. Настойчиво рекомендуем вам хранить антифризы, как и все технические жидкости, в недоступном месте. Пролившийся антифриз следует сразу удалить с помощью ветоши или песка с последующей утилизацией. Попадание этиленгликоля в почву или воду также несет угрозу для растений и рыб.
Для обеспечения экологической безопасности и исключения случаев отравления применяются антифризы на основе пропиленгликоля. Пропиленгликоль давно применяется в производстве продуктов, лекарств и парфюмерии. В системах отопления жилых помещений, производств пищевых продуктов по европейским нормативам допускается использование только пропиленгликоля. Большинство муниципального транспорта в Европе переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, менее агрессивен к металлам и обладает большей теплопроводностью.