ОБУЧЕНИЕ СУДОВОДИТЕЛЕЙ.
УРОК № 2 ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СУДНА

Автор Алексей Вяльцев
(используйте стрелки для переключения вопросов)

Маломерное судно,

как и любое транспортное судно, по своей композиции делится на корпус (само судно) и надстройку или рубку.

Надстройка

- конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса).

Рубка

- конструкция на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещения для управления судном и двигателем.

Носовая часть палубы называется баком, надстройка над ним - баковой. Кормовая часть палубы называется ютом, надстройка над ним - ютовой.

Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. Большинство моторных катеров имеет надстройку, где рубка совмещается с помещением для пассажиров. Вместо надстройки часто устанавливают бортовые ограждения от захлестывания воды, с ветровым стеклом и неполным постоянным или откидным тентом.

Корпус судна

является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.

Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю - кормовой, боковые стороны, или стенки корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой - надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю, горизонтальную, - палубой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.

Фальшборт

- легкая конструкция - продолжение борта над палубой в носовой и средней части судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным, деревянным или брезентовым, поднимаемым па время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Набор корпуса судна

- конструктивное оформление, состоящее из следующих продольных и поперечных связей:

Киль

- основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки, киль является элементом, обеспечивающим прочность судна. набор

Форштевень

форштевень
- переднее конструктивное оформление (продолжение киля), им заканчивается набор корпуса судна с носа.

Как называется носовая балка, являющаяся продолжением киля?

форштевень
1. Флор.
2. Форштевень.
3. Штаг.
4. Штевень.

Ахтерштевень

- конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней - старнпост, через который проходит гребной вал, и задней - рудерпост, на который навешивается руль. ахтерштевень

На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

набор

Стрингеры


-внутренние продольные связи под крепления обшивки, они делятся на бортовые и днищевые - кильсоны,

Как называется продольная связь (балка) днищевого набора?


1. Карлингс.
2. Бимс.
3. Флор.
4. Стрингер.

В-1. Как называется продольная бортовая связь (балка)?


1. Бортовой бимс.
2. Бортовой киль.
3. Бортовой карлингс.
4. Бортовой стрингер.

Карлингсы


- продольные подпалубные связи.

В-1. Как называется продольная подпалубная связь (балка)?


1. Бимс.
2. Карлингс.
3. Комингс.
4. Стрингер.

Шпангоуты


- поперечные бортовые связи корпуса. В теоретическом чертеже шпангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Как называется вертикальная связь (балка) бортового набора судна?


1. Бимс.
2. Пиллерс.
3. Флор.
4. Шпангоут.

Шпация


- расстояние между двумя шпангоутами.

Как называется расстояние между соседними шпангоутами?


1. Контрфорс.
2. Бракета.
3. Буртик.
4. Шпация.

Бимсы


- поперечные связи палубы.

Как называется поперечная связь (балка) подпалубного набора, проходящая от борта до борта?


1. Контрфорс.
2. Бракета.
3. Буртик.
4. Бимс.

Корпус маломерного судна может быть разделен поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки могут доходить до палубы или быть различными по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек - ахтерпиком.

Привальный брус:

набор
1. Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта.
2. Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь

- плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик

- продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного привального бруса, который служит для защиты бортов от повреждения.

Комингсы

- конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

кница

пластина треугольной формы для соединения различных элементов набора корпуса

Как называется пластина треугольной формы для соединения различных элементов набора корпуса?


1. Карлингс.
2. Кница.
3. Рецесс.
4. Бракета.

Сланью, или пайолом, называются щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Как называется продольная вертикальная плоскость, делящая судно на две симметричные части: левую и правую?


1. Мидель-шпангоута.
2. Фронтальная.
3. Основная.
4. Диаметральная.

следующая тема
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА.