ОБУЧЕНИЕ СУДОВОДИТЕЛЕЙ.
УРОК № 3 Главные размерения судна

Автор Алексей Вяльцев
(используйте стрелки для переключения вопросов)

Основными элементами, отличающими одно судно от другого, являются их геометрические характеристики: длина, ширина, высота борта и осадка

Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Изменения размерений, зависящие одно от другого, например осадку и высоту надводного борта, он должен проверять.

Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах судна: плавучести, остойчивости, ходкости, устойчивости на курсе и др.

Различают теоретические размерения (расчетные, конструктивные главные размерения), соответствующие теоретическому чертежу судна, и габаритные - наибольшие размеры с учетом выступающих частей судна.

Для определения различных качеств судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются теоретические размерения. В судовождении же особенно важными являются габаритные размерения. Их обозначения:
Длина (наибольшая) - L
Ширина (наибольшая) - В
Высота борта корпуса - Н
Осадка с грузом - Т
Осадка (без груза) - Т 0
Высота надводного борта - (Н - Т)

Длина габаритная

- расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна (фальшборт, штевни, кринолин и т. д.).

Как называется расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носа и кормы корпуса судна без учета выступающих частей?


1. Длина на киле.
2. Длина габаритная.
3. Длина конструктивная.
4. Длина наибольшая.

Ширина габаритная

- расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.)

Осадка габаритная или наибольшая

- вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего грузовой ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожней.

Посадка судна

- положение судна относительно поверхности воды, которое определяется:
а) креном - наклонением судна относительно продольной оси к одному или другому борту;
б) дифферентом - наклонением судна относительно поперечной оси, т. е. на нос или на корму.

Как называется разность между осадками кормой (Тн) и носом (Тк)?


1. Мидель-осадка.
2. Шпация.
3. Средняя осадка.
4. Дифферент.

Как называется разность между осадками кормой (Тн) и носом (Тк)?


1. Мидель-осадка.
2. Шпация.
3. Средняя осадка.
4. Дифферент.

Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.
Дифферент вычисляется как разность углублений носа и кормы, в зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму.
Дифферент вычисляется из большей осадки. Например, у форштевня Тф надо вычесть меньшую осадку у кормы Тк.
Пример: Тф = 140 мм. Тк=60 мм.
Т = Тф-Тк= 140-60 = 80 мм.

Высота борта

- вертикальное расстояние на середине судна (миделе) от внутренней поверхности киля до нижней кромки палубы (или до планширя).

Как называется расстояние, измеренное между поверхностями верхней палубы и горизонтального киля?


1. Фальшборт.
2. Дифферент.
3. Осадка.
4. Высота борта.

Высота надводного борта

- разность между высотой борта и осадкой (Н-Т) является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания - сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости - высота надводного борта устанавливается в соответствии с нормами.

Отношение главных размерений судна характеризует навигационные (мореходные) качества и маневренные элементы судна.
Отношение длины судна к ширине L / B - характеризует ходкость судна.
Для моторных лодок оно находится в пределах 2,3-3,7; для современных быстроходных глиссирующих 2, 3-2, 7; для быстроходных открытых катеров 2,3-3,2; для тихоходных открытых катеров повышенной мореходности 2, 8-4, 0; для мореходных катеров 2, 3-3,2; моторно-парусных судов 2,5-3,3; для парусных яхт до 5,0; для байдарок до 6,5.
От отношения L / B зависит также управляемость судном.
Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость и требует большей площади руля.
Ходкость – способность судна, преодолевая сопротивление воды и ветра, перемещаться с заданной скоростью под действием приложенной движущей силы, создаваемой и поддерживаемой установкой движения судна.

Как называется способность судна преодолевать сопротивление окружающей среды и перемещаться с требуемой скоростью при наименьшей затрате мощности двигателя?


1. Ходкость.
2. Устойчивость на курсе.
3. Маневренность.
4. Поворотливость.
Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.

Как называется способность судна держаться на поверхности воды, имея заданную осадку при определенном количестве груза и людей на борту?


1. Непотопляемость.
2. Ходкость.
3. Остойчивость.
4. Плавучесть.

Как называется способность судна держаться на поверхности воды с заданной осадкой при полной нагрузке?


1. Плавучесть.
2. Остойчивость.
3. Непотопляемость.
4. Маневренность.

Какое мореходное качество судна обеспечивается делением его корпуса на водонепроницаемые отсеки?


1. Плавучесть.
2. Остойчивость.
3. Непотопляемость.
4. Маневренность.

Как называется способность судна после затопления части судовых помещений сохранять плавучесть, остойчивость и частично другие качества?


1. Плавучесть.
2. Ходкость.
3. Остойчивость.
4. Непотопляемость.

Отношение высоты борта к осадке H / T влияет на остойчивость, непотопляемость и вместимость судна, т. е. Определяет запас водоизмещения. С ростом отношения H / T увеличивается парусность судна.
Величина H / T для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2, 0 до 4, 0. Наибольшее H / T имеют мореходные моторные суда. Для парусных яхт H / T =4/3.

С увеличением отношения ширины к осадке B / T остойчивость судна увеличивается; с уменьшением этого отношения увеличивается устойчивость на курсе.

Чем меньше отношение длины к осадке L / T , тем маневреннее судно. Отношение длины судна к высоте борта L / T характеризует прочность корпуса моторного судна. Корпус тем прочнее и жестче, чем больше высота борта при той же длине. Отношение L / H для маломерных судов может изменяться от 6 до 8; меньшее значение относится к наиболее прочным судам с хорошими навигационными качествами.

Где можно найти сведения об остойчивости и непотопляемости маломерного судна?


1. В интернете.
2. В эксплуатационной документации на судно.
3. В учебниках по теории устройства судна.
4. В ГИМС.

Как называется способность судна изменять направление движения и скорость в целях обеспечения безопасности плавания?


1. Маневренность.
2. Устойчивость на курсе.
3. Поворотливость.
4. Ходкость.

Как называется способность судна двигаться по заданной траектории, т.е. удерживать заданное направление движения или изменять его под действием управляющих устройств?


1. Управляемость.
2. Ходкость.
3. Инерция.
4. Маневренность.

Как называется способность судна сохранять направление прямолинейного движения?


1. Устойчивость на курсе.
2. Маневренность.
3. Инерция.
4. Ходкость.

Какими качествами судна определяется его маневренность?


1. Скорость.
2. Управляемость.
3. Ходкость.
4. Всеми перечисленными.

Что является единицей измерения диаметра циркуляции судна?


1. Ширина судна.
2. Длина киля.
3. Высота борта.
4. Длина судна или метр.

Отметьте правильное определение понятия остойчивость.

1. Способность маломерного судна, сохранять положение равновесия при внешнем воздействии.
2. Способность маломерного судна, сохранять положение равновесия.
3. Способность маломерного судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия.
4. Способность маломерного судна, противостоять внешним воздействиям, пытающимся вывести его из положения равновесия.

Как называется способность судна изменять направление движения и описывать траекторию заданной кривизны?


1. Поворотливость.
2. Маневренность.
3. Ходкость.
4. Циркуляция.

Выберите правильное продолжение определения "Запас плавучести - это непроницаемый для воды объем корпуса судна, находящийся …


1. Выше ватерлинии.
2. Ниже ватерлинии.
3. На уровне ватерлинии.
4. В корме.

В каком из этих случаев судно имеет отрицательную остойчивость?


1. A
2. Б
3. В
4. Г

В каком из этих случаев судно имеет положительную остойчивость?


1. Б
2. В
3. А и Г
4. Б и В

В каком из этих случаев судно имеет отрицательную остойчивость?


1. A
2. Б
3. В
4. Г

В каком из этих случаев судно находится в состоянии безразличного равновесия?


1. А
2. Б
3. В
4. Г

Какой из изображенных на схеме отрезков является метацентрической высотой судна?


1. С1М
2. СоG
3. СоМ
4. GM

В каком из перечисленных случаев судно на плаву будет находиться в состоянии равновесия?


1. Силы тяжести и поддержания равны по величине и направлены в противоположные стороны по вертикали.
2. Центр величины (С) находится выше центра тяжести.
3. Центр тяжести (G) находится ниже центра величины (С).
4. Центры тяжести (G) и величины (C) находятся в одной точке.

Как соответственно называются точки приложения равнодействующих сил тяжести (G) и выталкивающих сил (С)?


1. Центр веса и центр поддержания.
2. Центр тяжести и центр поддержания.
3. Центр тяжести и центр выталкивания.
4. Центр тяжести и центр величины.

следующая тема
речная лоция.

первая промежуточная аттестация.